Кларисса Пинкола Эстес - Бегущая с волками"Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного.
Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках." ©
Карл Густав Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он пытался найти и исследовать в бессознательном врождённый опыт человечества как биологического вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).
Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Семь таких архетипа встречаются чаще других – это персона, анима и анимус, тень, самость, мудрец и Бог. Архетипы часто проявляются в сновидениях и в искусстве в форме символов.
Образы бессознательного
· Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.
· Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.
· Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.
· Тень – это тёмная тайная и дурная сторона нашего Я, образ зверя который находится в бессознательном и просыпается в минуты ярости. Символ этого – Сатана и Гитлер.
· Самость – воплощение целостности и гармонии личности. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.
· Мудрец – это персонификация жизненной зрелости. Символ этого – пророк.
· Бог – это конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Символ этого – солнечное око. ©Я книгу не читала еще, поэтому цитировать не буду.
Расскажу то, что взяла из урока и встречи с психологом.Итак, сказка и ее анализ.
Василиса
Было ли, не было, только жила-была когда-то молодая женщина. Занемогла она и лежала на смертном ложе, бледная, как белые розы в ризнице соседней церкви. Ее малая дочь и муж сидели на краю старой деревянной кровати и молились, чтобы Бог благополучно препроводил ее в мир иной.
Умирающая позвала Василису, и девочка в красных башмачках и белом фартучке опустилась на колени у материнской постели.
– Вот тебе куколка, моя милая, – прошептала мать и вытащила из-под шерстяного покрывала маленькую куколку, которая, как и Василиса, была одета в красные башмачки, белый фартучек, черную юбку и жилетку, расшитую цветными нитками.
– Вот мои последние слова, душенька, – сказала мать. – Если заблудишься в лесу или тебе понадобится помощь, спроси у куколки, что делать. Она тебе поможет. Всегда носи куколку с собой, никому про нее не рассказывай, а захочет есть – накорми. Вот тебе мой материнский завет и мое благословение, милая доченька.
Только она это промолвила, как дыхание ее ушло вглубь, подхватило душу, вырвалось из уст – и она умерла.
читать дальше
Девочка с отцом долго горевали. Но, как поле, жестоко перепаханное войной, жизнь отца снова дала новые всходы, и он взял в жены вдову с двумя дочерьми. Хотя мачеха и ее дочери вели учтивые речи и улыбались, будто важные дамы, было в их улыбках что-то крысиное, чего не заметил отец Василисы.
И, разумеется, когда мачеха с дочерьми оставались с Василисой одни, они мучили ее, заставляли себе прислуживать, посылали в лес за хворостом, чтобы ее нежная кожа потрескалась. Они ненавидели ее, потому что была в ней неземная прелесть. Девочка была чудо как хороша. Ее груди наливались, а их сохли от злости. Она всем помогала и никогда не роптала, а мачеха и сестры грызлись, как собаки из-за кости.
Настал день, когда мачеха и сестры просто не могли больше видеть Василису. «Давайте нарочно потушим огонь, – сговорились они, – и пошлем Василису в лес к старой колдунье Бабе Яге попросить огня для нашей печи. Она придет к Бабе Яге, а та ее и съест». Тут они захлопали в ладоши и заухали, как ночные твари.
И вот вечером, когда Василиса вернулась с хворостом домой, весь дом был погружен во тьму. Она встревожилась и спросила мачеху:
– Что случилось? Как же нам приготовить еду? Как сделать, чтобы было светло?
– Глупая ты девчонка, – набросилась на нее мачеха, – разве не видишь, что у нас нет огня? Я уже стара и не могу пойти в лес. А дочери мои не могут, потому что боятся. Так что только ты одна можешь пойти в лес, отыскать там Бабу Ягу и взять у нее уголек, чтобы снова разжечь огонь.
– Ладно, я так и сделаю, – безропотно ответила Василиса и отправилась в путь.
Лес становился все темнее и темнее, сучья трещали под ногами, пугая девочку. Она сунула руку в глубокий карман фартука – там была куколка, которую дала ей мать. Василиса погладила куколку в кармане и сказала: «Дотронусь до куколки, и мне сразу станет легче».
На каждой развилке дороги Василиса совала руку в карман и советовалась с куколкой: «Куда мне идти – налево или направо?» Куколка отвечала «да» или «нет», «туда» или «сюда». Василиса кормила ее хлебом и шла дальше, повинуясь указаниям, которые давала ей куколка.
Вдруг мимо проскакал белый всадник на белом коне, и стало светло. Потом промчался красный всадник на красном коне, и взошло солнце. Василиса все шла и шла, и только она подошла к жилью Бабы Яги, как появился черный всадник на черном коне и въехал прямо в избушку. И сразу спустилась ночь. Забор из костей и черепов, которым была огорожена избушка, засветился изнутри, так что лесная поляна озарилась призрачным светом.
Баба Яга была очень страшна собой. Ездила она не в карете и не на повозке, а в ступе, которая летала сама собой. Она погоняла ступу пестом, а следы заметала помелом из волос мертвецов.
Когда ступа летела по небу, длинные космы Бабы Яги развевались следом. Ее длинный подбородок задирался вверх, а длинный нос загибался вниз, так что они соединялись на полпути. У нее была белая козлиная бороденка, а кожа покрыта бородавками, потому что она вечно возилась с жабами. Бурые ногти были толстые и горбатые, как крыша у дома, и такие крючковатые, что она не могла сжать пальцы в кулак.
Еще чуднее был дом Бабы Яги. То была избушка на курьих ножках, которая ходила сама собой, а иногда кружилась, будто в бешеном танце. Засовы на дверях и ставнях были из человечьих пальцев, а вместо замка на передней двери висела звериная морда с острыми зубами.
Василиса обратилась к куколке и спросила:
– Не это ли тот дом, который мы ищем? И куколка подала ей условный знак:
– Да, это тот самый дом, который ты ищешь.
Не успела Василиса сделать шаг, как Баба Яга спустилась с неба в своей ступе и крикнула:
– А тебе чего надобно?
– Я пришла за огнем, бабушка, – дрожа, ответила девочка. – В доме холодно… мои родные умрут… Мне нужен огонь.
– Как же, знаю я тебя и твоих родных, – проворчала Баба Яга. – И ты, никчемная девчонка, упустила огонь. Это не очень умно. А с чего ты взяла, что я дам тебе огня?
Василиса посоветовалась с куколкой и быстро ответила:
– Потому что я прошу.
– Повезло тебе, – пробормотала Баба Яга. – Ты дала верный ответ. Василиса очень обрадовалась, что правильно ответила.
– Только не дам я тебе огня, пока не выполнишь для меня кое-какую работу, – предупредила Баба Яга. – Справишься – получишь огонь, а не справишься… – тут Василиса увидела, как глаза бабы Яги полыхнули красным пламенем. – А не справишься – с жизнью простишься.
Баба Яга с грохотом въехала в избушку, улеглась на постель и велела Василисе принести то, что варилось в печи. Еды там было на десятерых, но Яга съела все, а девочке оставила только корку хлеба да с наперсток супа.
– Постирай мою одежду, подмети двор, прибери в избе, наготовь еды, отдели хорошее зерно от гнилого да проследи, чтобы все было в порядке. А я вернусь – проверю твою работу. Не справишься – я тебя съем! – И с этими словами Баба Яга улетела в ступе: нос указывал курс, а волосы развевались по ветру, словно паруса. И снова наступила ночь.
Как только Яга исчезла, Василиса стала спрашивать куколку: «Как мне быть? Разве можно успеть переделать все эти дела?» Куколка успокоила девочку и, обещав все уладить, велела ей поесть и ложиться спать. Василиса поделилась едой с куколкой и легла спать.
Утром куколка переделала всю работу, так что осталось только приготовить еду. Вечером вернулась Баба Яга и обнаружила, что все выполнено. С одной стороны, она была довольна, а с другой – рассердилась, потому что не могла ни к чему придраться.
– Везет тебе, девчонка, – усмехнулась она и кликнула трех верных слуг, чтобы они смололи зерно.
Тут откуда ни возьмись появились три пары рук и стали шелушить и дробить зерно. Шелуха залетала по избе, как золотой снег. Наконец все было готово, и Баба Яга уселась за еду. Она ела несколько часов подряд, а потом велела Василисе утром снова убрать в избе, подмести двор и постирать одежду.
Яга показала девочке большую кучу грязи во дворе.
– В этой куче полным-полно маковых семян, так вот, я хочу, чтобы утром маковые семена были отдельно, а грязь отдельно. Поняла?
Василиса едва не лишилась чувств: «Как же мне это сделать?» Она нащупала в кармане куколку, и та шепнула:
– Не печалься, я обо всем позабочусь.
Ночью, когда баба Яга захрапела, Василиса принялась выбирать из грязи маковые семена, но скоро куколка сказала ей:
– Ложись спать, утро вечера мудренее.
И на этот раз она выполнила всю работу, так что, когда старая карга вернулась домой, все было готово.
– Ладно, – пробурчала Баба Яга, – повезло тебе, что ты смогла все сделать.
Она кликнула верных слуг выжать масло из макового семени, и снова, откуда ни возьмись, появились три пары рук и выполнили приказ.
Наевшись жирного мяса, Баба Яга облизывала губы, а Василиса стояла рядом.
– Ну, чего уставилась? – буркнула старуха.
– Можно я задам один вопрос, бабушка? – спросила Василиса.
– Спрашивай, – разрешила Баба Яга, – только помни: много будешь знать – скоро состаришься.
Василиса спросила про белого всадника на белом коне.
– А, – милостиво сказала Баба Яга, – это мой первенец, День.
– А красный всадник?
– А, это мое Красное Солнышко.
– А черный всадник на черном коне?
– А, это мой третий, Ночь.
– Вот оно что, – сказала девочка.
– Ну, что же ты, милая! Неужто у тебя больше нет вопросов? – вкрадчиво спросила колдунья.
Василиса совсем уж было собралась спросить о трех парах рук, которые откуда ни возьмись появлялись и неведомо куда исчезали, но куколка в кармане начала подпрыгивать, и тогда девочка сказала:
– Нет, бабушка. Ведь ты сама говоришь: много будешь знать, скоро состаришься.
– Что-то ты умна не по годам, красавица, – проворчала Баба Яга, вертя головой, как сова. – И откуда это у тебя?
– От матушкиного благословения, – усмехнулась Василиса.
– Благословения?! – взвизгнула колдунья. – Благословения?! В этом доме нет места для благословений! Убирайся-ка ты отсюда восвояси, милая! – И она вытолкала Василису за дверь, в ночь.
– Вот тебе напоследок, держи! – Баба Яга сняла с забора череп с горящими глазами и насадила на палку. – Вот тебе огонь, забирай череп с собой. А теперь ни слова больше, ступай!
Василиса хотела было поблагодарить старуху, но куколка в кармане стала подпрыгивать, так что девочка поняла: нужно брать огонь и убираться поскорее. Она побежала через лес домой, выбирая те дороги и тропинки, которые указывала ей куколка. В руке она крепко сжимала палку с черепом – из его глазниц и отверстий на месте носа и рта полыхало пламя. Вдруг от его тяжести и призрачного света Василисе стало страшно и захотелось бросить череп. Но он заговорил с ней и велел успокоиться и идти дальше, к дому, где жили ее мачеха и сестры. Так она и сделала.
Когда девочка подошла к дому совсем близко, мачеха и сестры выглянули в окно и увидели, что по лесу разливается странное сияние. Оно все приближалось и приближалось. Злодейки не могли понять, что бы это могло быть. Они решили, что, раз Василисы так долго нет, она, должно быть, умерла, а кости ее растащили дикие звери – вот и прекрасно.
Василиса подходила все ближе к дому. Увидев, что это она, мачеха и сестры выбежали к ней и стали жаловаться: мол, с тех пор, как она ушла, они сидят без огня, и, сколько раз они ни старались его развести, он все время гас.
Девочка вошла в дом, не чуя под собой ног от радости. Она вернулась живая и невредимая и принесла домой огонь! Но череп следил за каждым шагом мачехи и сестер и, улучив момент, спалил их дотла, так что к утру от злодеек остались одни головешки.Все персонажи сказки можно рассматривать как части одной личности. То есть все события сказки - этапы становления личности.
История начинается с того, что у девочки умирает мама.
Мать - это своего рода барьер, теплые большие руки, которые оберегают нас от неприятностей, но в то же время мешают нашему развитию. Опека для ребенка очень важна, но ребенок рано или поздно вырастет, и ему понадобится освободиться от этих оков.
Мать говорит: — Зачем тебе туда идти? Тебе здесь тепло, уютно, ты не подвергаешься риску.
Но в таком случае вы топчетесь на месте, не развиваясь. Рано или поздно нужно позволить умереть этой опекающей части и "выйти" в суровый взрослый мир, полный опасностей (коим является темный лес).
читать дальшеМачеха со сводными сестрами - это нечто чуждое, навязываемое нам со стороны. Это социум, правила и упрека, советы и приказы, все, что приходит в нашу жизнь извне. Оно неродное, чуждое нам. Оно может хорошо выглядеть и сладко говорить, но не всегда бывает полезным для нас.
Что же делает Василиса? Она прислуживает им. Не ропща, повинуясь, выполняет тяжелую работу и терпит издевательства. Так бывает, когда мы говорим себе "Ну, если они так сказали про меня, наверное, так и есть...", "Если они говорят, что я не могу, значит у меня ничего не выйдет" и прочее.
Мачеха решает погубить ее и отправляет в темный лес к Бабе Яге за огнем. Естественно, она надеется, что девочка не вернется. То есть на то, что вы никогда не найдете правду и себя, вы так и будете слепо повиноваться, быть ведомой.
Назревает внутренний конфликт, который треубет разрешения.
Темный лес - внешний мир, полный опасностей и страхов, неизвестный и непознанный. Нужно большое мужество, чтобы вступить в темноту. Чтобы принять решение найти себя.
Куколка - это интуиция. Подарок, который оставила мать - то драгоценное, что у нас остается от тепла и опеки. Это внутренний голос, который говорит нам, что для нас лучше. Очень важно уметь слушать его. На каждой развилке в лесу Василиса спрашивает куколку, куда ей свернуть.
Когда в Вашей жизни несколько вариантов пути, когда Вы стоите на перекрестке и нужно сделать выбор, прислушайтесь к себе. Чего Вы хотите? Не мама, парень, дядя, а именно Вы? Слушайте не НАДО, а ХОЧУ.
Мама наказывала дочери кормить куколку и заботиться о ней. Что значит кормить? Делать то, чего Вы хотите. Это лучшая пища для Вашей интуиции. Кормите ее, развивайте, и Ваша жизнь изменится к лучшему.
С помощью куколки Василиса благополучно находит дом Бабы Яги.
Баба Яга - живет далеко, в темном лесу, страшная и безобразная, но в то же время мудрая и знающая. Это не что иное, как наше бессознательное. Безусловно, необходимы усилия и мужество, чтобы обратиться к нему, но награда за труды стоит того.
Она дает Василисе задания:
Постирай мою одежду - что есть одежда? То, что видят другие, наш облик, Персона по Юнгу. "Наш облик - как носок. Со временем он растягивается, но стоит его постирать, он примет первоначальную форму." Как Вы "подаете" себя другим людям?
"Люди видят то, что вы думаете о себе". Если Вы сомневаетесь, не уверены в себе, другие будут видеть это.
Периодически надо стирать свой носок =)
Приготовь еду - Баба Яга все съедает, оставляя девочке немного объедков. Но это одна и та же еда. Они питались одним и тем же. Готовить нужно много, а нам остается кусочек хлеба да с наперсток супу. А если приготовить мало?
Подмети двор, прибери в избе - то есть приберись в своей душе и голове. Нужно пересматривать то, что в нас есть. Ненужное, вредное, грязное удалять.
К этому хорошо подходит фраза Шерлока Холмса о том, что у некоторых мозг как старый чердак - там столько хлама и пыли, накопленных годами, что для чего-то нужного нет места.
Отдели хорошее зерно от плохого - то есть следи за тем, что ты ешь. Как мы заботимся о желудке и теле, так же необходимо заботиться о личности. "Фильтруйте" информацию, свое окружение, книги, фильмы, все, что вокруг вас. Отделяйте хорошее от плохого.
Выбрать маковые семена из грязи - означает видеть в куче всего единицы нужного Вам.
Со всеми этими заданиями Василисе помогает справится куколка - ее интуиция, ее внутреннее знание.
Если вам не нравится ваша работа, люди, с которыми вы общаетесь - прислушайтесь к себе и найдите силы что-то изменить. Не сидите сложа руки и не принуждайте себя делать что-либо, не стоит пахать "волом" на пашне под контролем социума, слушайте свою внутреннюю природу. Ваша психика и тело знают, что для них лучше.
Примечательно то, что Василиса спросила Ягу о трех сыновьях, а о руках куколка запретила спрашивать. Нельзя познать все, и не нужно этого делать. Есть что-то, чего лучше не знать, пусть лежит в темноте.
После успешно выполненных дел Василиса получает то, за чем пришла - череп с огнем. То есть знание. Но ей становится тяжело его нести и она хочет его бросить. Получить что-то недостаточно, нести это тоже тяжело. Но она решает донести свет, мачеха с сестрами сгорают и Василиса обретает гармонию с собой.